Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Как вырастить французский сад

Поделиться

Пьер Жуайо, специалист по реконструкции садов, родился и вырос в долине Луары. В детстве он знал по именам все окрестные растения, в юности изучал ботанику и управление лесным хозяйством. А в течение последних 25 лет специализируется на восстановлении старых садов - он работал в садах Средневековья и Возрождения, во французских садах 17 и 18 века, романтических парках 19 века, частных тематических садах, открытых для публики.

Пьер Жуайо был лауреатом премии «Старые французские дома» и премии «Ридерз дайджест». Пьер Жуайо преуспел в искусстве прочтения пейзажа, в умении заново найти, вообразить и воссоздать даже те сады, у которых не сохранились архивные данные и иконография. Сегодня он формирует живые изгороди и жардиньерки посредством забытых техники и методов. Его заключения и прогнозы ценятся потому, что он творит для будущих поколений, используя знания, полученные в прошлом. Пьер Жуайо влюблен в свое дело, и ему нравится узнавать и понимать новое, объяснять, делиться знаниями и идеями.
Что очевидно для всех, кто видит Пьера Жуайо, -  он охвачен страстью к тому, что делает. Он разработал и восстановил, или воссоздал, сотни пейзажей, украшающие замки и поместья во Франции и за рубежом.
Его многолетний опыт дал ему смелость, необходимую для успешного преобразования пугающе больших пространств, умелого наведения порядка, создания элегантных композиций даже в самой сложной местности. А на визитной карточке Пьера написано просто – «садовник».

Этапы пути

"Как и большинство мужчин, я стал тем, кем являюсь сейчас, благодаря женщинам", - признается Пьер. Садовод по профессии, он и его покойная жена, Мари-Франс, первоначально владели питомником в регионе Берри (к югу от Луары). Когда пришло время, чтобы стать владельцами своего сада в La Lande Chevrier, Жуайо оказался в положении архитектора сада. "У моей жены была огромная коллекция растений, но она боялась разместить их в саду, и я вынужден был решать, как организовать это", - говорит Жуайо. - "Я многому научился из этого опыта".
В начале 1980-х годов он получил первую оплату за свою проектную работу - от княгини Мари-Соль де ла Тур д'Овернь, владелицы исторического Château d'Ainay-le-Vieil и президента французской Heritage Society. Она искала кого-нибудь для работы в небольшом саду около своего дома, кого-то, кто владел бы техникой палиссажа, французского искусства формирования деревьев и придания им своеобразных форм, при помощи специальных каркасов. В те дни во Франции было лишь несколько садовников, которые знали бы, как это сделать. Свой выбор княгиня остановила на Пьере – и именно его она в конечном счете наняла и для восстановления огромных садов ее средневекового замка.  
"Она настаивала, чтобы я сделал эту работу, но я никогда не разрабатывал таких проектов раньше!" - вспоминает Жуайо. В конце концов он сдался, и в 1985 году они начали сотрудничество - с восстановления розария. Вместе они нашли около 180 старинных сортов роз, и это было создание первого частного розария такого масштаба во Франции. "Мы искали старинные сорта повсюду ", - говорит княгиня. - "Я даже ездила в Англию, и кое-что нашлось именно там". Ее уверенность в Жуайо, конечно, окупилась: плоды его трудов были представлены во время приема в честь дня рождения одного из членов семьи. "Это было прекрасно", - вспоминает Жуайо. - "Все было в цвету ... все говорило о счастье!". После такого успеха, слава о таланте Жуайо быстро распространилась по стране, и он начал работать в некоторых из самых престижных поместий в районе долины Луары: в декоративном огороде замка Шато-де-Ла-Бюссьер, в Prieuré Notre Dame d'Orsan, в замках Bellechasse, Шато-де-Жьен и других. Позднее ему будет предложено работать в замках Нормандии, Провансе, в усадьбах Дордонь и Коньяк, в нескольких имениях к северу от Парижа, около Шантильи. Жуайо также работал за пределамиФранции - проектировал ботанический сад в Университете Ломе в Того и декоративные огороды в Ливане.

Сады замка Эне-ле-Вьей


Поместье Christian Dior

Поскольку он не проходил формального обучения в области ландшафтной архитектуры, некоторые скажут, что это просто природный талант, но Жуайо отвергает эту идею. "Это результат более чем 20-летнего опыта, страсти и тяжелой работы, чтобы добраться до этого этапа в моей карьере", говорит он твердо. "Конечно, сейчас это может выглядеть легким, но поверьте мне, я не всегда был так уверен в себе".

Замок Флевиль

Была и еще одна женщина, которая помогла Жуайо развить свои способности. Это маркиза de Brantes, американка по происхождению, которая более 40 лет проживает в замке Ле Френ с мужем и детьми. Они познакомились на одном из садовых семинаров. "Мы стали хорошими друзьями, и в конечном итоге совместно работали над ее декоративным огородом в Ле Френ", говорит он. "Она научила меня верить в себя".
В 1990 году Жуайо вернулся к работе Ainay-ле-Vieil. "Пьер умеет читать и анализировать сад ", говорит княгиня де ла Тур д'Овернь. «И он очень творческий человек». Жуайо была предоставлена полная свобода действий в организации так называемого «шартреза», или монастырского сада. Это пять отдельных «садовых комнат», окруженных 13-футовой каменной стеной и связанных между собою арками. Жуайо задал каждому саду свою тему. Изящные груши и яблони принимают в них причудливые формы, - канделябры, зонтики и даже люстры. Некоторые плодовые растения прилегают к стенам, в то время как другие стоят автономно или опираются на скрытые от глаз посетителей решетки и опоры.. В «Саду медитаций» огромная беседка из стриженого самшита превращается в комнату для детей, а монастырском саду обрезанные липы образуют великолепные готические арки, любимой формы Жуайо. Еще одна «комната» разработана в типично французском стиле 17 века, со шпалерами на решетках, с конусообразными тиссами и самшитами, узорные партеры из которых напоминают сложно вышитые ковры. Объединяющим центром композиции является статуя Помоны, римской богини садоводства.

Как создается сад

Хотя Жуайо воссоздал несколько садов с высокой исторической точностью, большинство клиентов ценят его за умные уступки и современную практичность, - учитывая, что расходы на содержание в настоящее время гораздо выше, чем тогда, когда эти дворцы были построены. Клиенты часто имеют свои особенные прихоти. У сложной сети каналов в Ainay-ле-Vieil, например, Жуайо посадил Cypress (болотный кипарис), вид, который впервые был привезен во Францию для садов Трианон Марии Антуанетты. Он поставил здесь деревянные скамейки и несколько реалистичных статуй водоплавающих птиц, которые напоминают родину болотного кипариса, Луизиану. А в розарии, например, через просветы в листве видны вполне современные скульптуры. Жуайо говорит, что многие из его клиентов, особенно молодые, предпочитают добавлять в сад некоторые штрихи современности.


Жуайо работает только в частных садах. В проектировании сада ему важна не только архитектура или климат, но и личность владельца. "В конце концов, я хочу, чтобы хозяин сада почувствовал себя истинным его создателем.
Себя, а не меня», - говорит Пьер. После знакомства с владельцем, он знакомится с землей. "Я обязательно обхожу сад", говорит он, описывая, как он проходит его работа. "Если бы я занимался разработкой планов у себя в кабинете, они были бы слишком статичны. Я должен идти в сад, и проект рождается у меня в голове, пока я обхожу его». Это может стать настоящим походом, учитывая, что Жуайо работал над садами  от 8 до 173 акров.
Затем он возвращается домой, чтобы создать огромную акварель, которую и представит клиенту. Во-первых, он концентрируется на линиях, перспективе и формах, которые сформируют постоянный костяк сада из года в год, а не только в зависимости от времени года. Важна структура сада, формирование его аллей – это принципы традиционного французского сада. "Помните, что ваши дети и внуки будут владеть садом» - говорит Пьер. - "Для этого нужна структура - если у вас есть прекрасная основа, скелет, она будет жить независимо от того, какие цветы вы используете, чтобы украсить ее".


Жуайо настаивает на том, что те же принципы, по которым ведется работа над обширной композицией, применимы к любому саду, даже балконному. "Люди, как правило, делают одни те же ошибки", говорит он. "Во-первых, их озеленение не уважает архитектурный стиль и масштаб дома. Они должны дополнять друг друга, садыдолжны быть фоном для дома". Вторая ошибка проектирования – создание сада на основе не местных растений.
"Люди покупают все, что привлекает их внимание, как дети, и потом удивляются, почему ничего не растет.
Если вы хотите, чтобы сад жил сто лет, вы не можете использовать экзотические растения". Он признает, что такую экзотику, как бамбук или оливковые деревья, можно использовать в качестве декоративного украшения. "Но украшение и озеленение - не одно и то же".
Третья ошибка состоит в неудачном выборе времени. "Не стоит сажать сад, полный цветов, которые цветут, когда вас нет в этом саду", - предупреждает он. - "Большинство людей высаживают в саду большое количество весенних цветов, а сами прибывают туда к июлю, то есть тогда, когда смотреть уже не на что".


Стиль Жуайо показывает явное предпочтение листвы над цветами. Он считает, что в саду цветы должны выступать в качестве декоративных акцентов, а не центра композиции.  "Чем дольше я нахожусь в профессии, тем меньше цветов я использую. Сад с большим количеством цветов - как женщина, которая носит слишком много украшений", говорит он, сравнивая свой стиль с кутюрье, который провел годы, совершенствуя «маленькое черное платье». "Если вы сосредоточитесь только на цветах, вы будете иметь посредственный сад ", говорит он.

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Жуайо у себя дома

Визит в La Lande Chevrier - хороший способ увидеть стиль Жуайо. "Вы будете разочарованы, когда вы увидите мой сад", - предупреждает он. - "В них нет ничего экстраординарного". Это правда, - сады занимают чуть менее четырех акров, но они прекрасно воплощают многие принципы озеленения "по Жуайо".
Сад занимает длинный, узкий участок между домом и окрестными полями, но при этом почти невозможно увидеть фактические границы сада. Посетитель идет через лабиринт живой изгороди, по травяным дорожкам, открывающим удивительные перспективы. Каждый поворот показывает два возможных пути через деревья, цветущие кустарники и тщательно подстриженную живую изгородь. Статуя одинокой утки встречает посетителей на одной поляне, классический огород - в другом уголке сада. Гортензии и розы создают яркие пятна цвета среди зеленой листвы кленов, декоративных трав и грабовых изгородей. Сад свободен от химических удобрений и инсектицидов, так что он наполнен бабочками, пчелами, птицами. Мы слышим их постоянное жужжание и щебетание, в сочетании с шумом ветра в роще и мягким перезвоном колокольчиков стада овец, пасущихся за пределами сада.
Один из самых очаровательных аспектов сад Жуайо том, что он не является совершенным. Есть сорняки, некоторые кустарники нуждаются в обрезке, и дикорастущим растениям дана воля до тех пор, пока они не занимают слишком много места. "Я не взимаю плату с посетителей", говорит Пьер. "Я не хочу чувствовать, что я должен сделать так, чтобы это место выглядело каким-то определенным образом только для того, чтобы произвести впечатление на туристов. Если им нравится мой стиль, отлично. Если нет, то они не потеряли деньги ".
Этот сад предназначен для жизни, ведь когда Жуайо не путешествует по своим рабочим делам, он любит наслаждаться типично французским образом сада. "Для разработки садов Вы не просто можете, вы должны жить в саду ", говорит он. В самом деле, его сад является продолжением дома, где в тенистых уголках устроены скамейки, и гамак висит между двумя деревьями у террасы. А за из кухонной двери можно выйти к длинному столу с неотесанными деревянными скамьями – он служит столовой на свежем воздухе. Пространство сада также распространяется внутрь дома – при помощи букетов разной формы и размера для украшения каждой комнаты. "Я люблю делать букеты", - говорит он.
- "Я люблю делать букеты", говорит он. "Я использую все, что считаю нужным, - травы, ветви, цветы, листья ...." Некоторые из них занимают изысканные вазы, в то время как другие расположены в простых чашках или даже бутылках из-под шампанского.

Пьер Жуайо

Пьер Жуайо

Его дочь, Екатерина Жуайо, унаследовала этот талант от своего отца и сделала карьеру в области флористики. Она обычно создает декор для свадеб, приемов, выставок и других специальных мероприятий. Иногда она украшает сад отца, когда он используется для торжественных случаев.

Садовый консультант сам Пьер Жуайо – мечта многих владельцев замков и усадеб

"Сегодня я выступаю все чаще в роли консультанта," говорит Жуайо. - "Это дает мне большую свободу передвижения ". Он работает над проектами в Ливане, Палм-Бич и Вашингтоне, давая владельцам советы, как улучшить или преобразовать их сады. Для тех, кто хотел бы «импортировать» что-то от французского стиля 17-го или 18-го веков в свой сад, опыт работы Жуайо и его способность к адаптации в соответствии с конкретными потребностями владельцев поистине бесценны. Для владельцев это значит, что они не получат кусок «экзотического» сада, который будет не на своем месте. Те, кто хочет воспользоваться опытом Жуайо из первых рук, могут посетить его садовые семинары, которые он начал вести более десяти лет назад. Наряду с обзором истории садов, он учит студентов, как рисовать планы и основы для палиссажей, как это делал знаменитый садовник 15 века Жан-Батист Континьи.
"Мы не берем в группу много участников, что позволяет общаться с каждым лично. Я также рассказываю о множестве маленьких хитростей, которые разработал на протяжении этих лет, и которые люди могут легко использовать в своих садах". Очевидно, что общение с Пьером Жуайо оставит более неизгладимое впечатление о французском «образе жизни» сада, чем любой другой возможный урок на эту тему.

(По материалам статьи из журнала France Magazine, № 11/2006)