Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Поездка в Санкт-Петербург

Поделиться

Этот город – любимый у моей жены, но получилось так, что она не виделась с ним всё время, пока мы живём вместе. Всё не получалось, были другие важные вопросы, которые ставила перед нами жизнь.

-Этим летом мы поедем в Ленинград на белые ночи, а ещё я обязательно хочу попасть на остров Валаам, - заявила мне Лариса, по привычке назвав Санкт-Петербург по-старому, - если ты не хочешь, я поеду одна.
-Ладно, я согласен. Куда я без тебя! – ответил я, - Повидаемся с родственниками, составь интересную программу пребывания, раз уж настаиваешь. За границу отдыхать всё равно не поедем - слишком опасно стало, да и дорого.

Лариса несколько дней, заглядывая в интернет, составляла перечень наиболее важных мест, которые нам предстояло посетить. Многое мы уже видели, но, например, насладиться зрелищем фонтанов в Петергофе, не помешает опять. Вопреки моим ожиданиям, программа получилась чудесной. Границы Петербурга были существенно расширены, хотя его и одного хватило бы на долгое время, но мы могли себе позволить отлучиться от дома лишь недели на полторы.
-Хорошо, что есть где разместиться в Питере. Будем жить у Димы. - сказал я, - Он заранее купит нам билеты на Валаам, раз ты так хочешь туда попасть, а ещё Дима предлагает присоединиться к своей группе, которая едет на два дня в Псков.
Сказано – сделано. Петербург встретил нас солнечной, хотя и не такой теплой, как при отъезде из Бреста, а прохладной погодой. Мы сразу почувствовали пронизывающий насквозь северный ветер. Хорошо, что Лариса предусмотрительно захватила с собой непромокаемые куртки, а я ещё шумел по поводу двух набитых чемоданов.

Чтобы не терять драгоценного времени, сразу после торжественного обеда мы отправились на экскурсию по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Хочу отметить, что дворцы и здания по пути следования выглядят гораздо лучше, чем в Венеции. Я делаю выводы, имея возможность сравнить эти города, а если дворцы построить не с русским размахом, а более кучно и раскрасить разными красками, то будет ничуть не хуже, чем в Амстердаме. Но и твоей строгой красотой, Питер, я горжусь!

Взяв с собой за провожатого внука Никиту, мы решили целый день посвятить Петергофу, его фонтанам и дворцам, неторопливой прогулке по паркам, но погода внесла свои коррективы в наши благие намерения. Тучи уже начали сгущаться при посадке на теплоход, но когда мы прибыли на место, начался настоящий шторм. Порывы ветра с дождём готовы были сдуть нас с бетонной набережной в Финский залив, и когда Лариса оплачивала вход на территорию Петергофа, я подумал, что она тоже напугана непогодой и берёт обратные билеты. Поняв, что мы остаёмся, я развернулся от причала.

Ветер постепенно стихал, дождь прекращался, и мы медленно пошли по дороге в направлении дворца. В начале нашего пути были небольшие, без особых украшений фонтаны вдоль канала, который заканчивался округлым бассейном. Посредине бассейна на каменном островке возвышалась позолоченная скульптура Самсона с мощной струёй. По периметру бассейна размещались различные также позолоченные скульптуры, выбрасывающие струи воды. Кроме них действуют ещё и отдельные фонтаны со скульптурными группами. Все фонтаны и каскады гармонично вписаны в окружающие их парки и возведённые человеком дворцы.

Петергофская погода, сравнимая с характером капризной красавицы, постепенно наладилась. Как завороженные, смотрели мы на хрустальные струи воды и золочёные фигуры скульптур. От созерцания такой неземной красоты ещё долго не хотелось уходить.
-Пора ехать домой, - оборвала Лариса наше затянувшееся молчание. – Нужно отдохнуть, а завтра с учётом погоды собрать вещи на Валаам, своевременно добраться до «Уткиной заводи», так называется причал речного порта где-то на окраине города.
До речного порта мы добирались на такси около часа, прошли контроль, нас проверили, не везём ли мы с собой бомбу. Наша каюта на теплоходе «Виссарион Белинский» была небольшой, но удобной, со всем необходимым для жизни и отдыха. Всю серьёзность плавания мы почувствовали, когда были проведены учения по умению пользоваться спасательными средствами. Затем по расписанию шёл ужин. Нужно отметить чёткую организацию питания довольно большого числа пассажиров. Да и вообще, питание и обслуживание были, на наш взгляд, великолепными.

Теплоход неспешно, без какой-либо качки шёл вперёд. Нам предстояло проделать двести двадцать километров пути, заканчивая его в Республике Карелия. Раздвинув шторы, я выглянул в окно, похожее на железнодорожное, и увидел, что наше судно пробирается вдоль поросшего зелёной травой берега реки. Наконец, теплоход вошел в озеро. Вдалеке чуть виднелись берега, поросшие деревьями.

Утром, как-то незаметно для нас, теплоход прибыл на остров Валаам и пристал на дневную стоянку в Никоновской бухте. После завтрака со шведским столом мы сошли на берег, поросший соснами и другими хвойными растениями. По прогнозу день ожидался быть тёплым и без дождя, насколько это возможно предсказать на самом большом озере Европы. На всякий случай я захватил лёгкую куртку, а Лариса взяла с собой шаль.

Воздух на острове чист и свеж, нет и намёка на мусор возле дорог или в лесу. Говорят, что здесь в суровом климате, посаженные и выращенные упорным трудом монахов фруктовые сады не имеют различных вредителей, фрукты вызревают без какой-либо порчи. С высокого каменистого берега мы с восторгом смотрели на острова, на наш теплоход и решили подняться по узкой крутой дороге до проглядывающего сквозь деревья скита. Как мы выяснили, это был Воскресенский скит, где мы смогли приобрести некоторые церковные сувениры и зайти в храм. На этом наша пешая экскурсия закончилась, идти семь километров до Спасо-Преображенского монастыря нам было не по силам.

После обеда мы доплыли «Метеором» за тридцать минут до Монастырской бухты. Перед нами была главная достопримечательность острова – комплекс Спасо-Преображенского мужского монастыря. Храмы расположены на острове на возвышенных местах, поэтому мы с трудом добрались доверху, выбрав извилистую тропинку, а не крутые ступеньки. Делать фотоснимки на территории монастыря и в соборе не разрешалось.

Собор монастыря посещали не только церковные лидеры, но и главы государств перед принятием важных решений, в том числе здесь был и Владимир Путин. Уникальная деревянная резьба и орнаменты, роспись и мозаика, иконы собора не поддаются описанию, настолько они роскошны. Особым вниманием паломников и экскурсантов пользовалась икона Богоматери « Всецарица», от которой жаждали чудотворного воздействия.

Преисполненные чудесной энергией, мы возвращались на борт теплохода, ставшего нашим домом. Вечером послушали в баре саксофонную музыку и долго стояли на площадке у борта, идущего по озеру в обратную дорогу теплохода. Погода начинала портиться, штормило, но мы были под крышей, главное – днём было солнечно, что способствовало нашему короткому знакомству с дивным островом Валаам, украшенному, как праздничный торт свечами, маковками церквей.

Вернувшись утром на речной вокзал, мы добрались на бесплатном автобусе нашей туристической фирмы до станции метро «Пролетарская», благополучно доехали до Диминой квартиры. Дима и его супруга ещё отдыхали, так как накануне вечером они пришли с работы поздно.
- Дима, если тебе не трудно, купи нам билеты на экскурсию в Екатерининский дворец во второй половине дня, - попросила Лариса, - не бока же мы пролёживать приехали.

Когда Дима сообщил по телефону о купленных билетах, мы, как заводные, помчались на очередную экскурсию. Автобус отходил от Гостиного Двора. Когда мы приехали в Царское Село, нашей группе пришлось стоять под дождём в очереди, и нескольким человекам из группы, в том числе Ларисе, очень захотелось, простите, в туалет.

-Вы попросите иностранцев, стоящих в другой короткой очереди, что вам срочно нужно в туалет, - посоветовал наш экскурсовод, - и вас пропустят.
Я пошёл с Ларисой, оказалось, это была немецкая группа. Объяснив ситуацию, я подтолкнул жену вперёд. Куда там, немцы заняли круговую оборону и не пропускали никого, несмотря на мои увещевания. Это в своей стране они вежливые, а здесь они находились, наверно, по их представлению среди дикарей, где тебя каждый старается надуть. Пришлось Ларисе, чуть ли не силой прорываться через очередь.
-Ну, не таким же образом, можно и вежливее, - сказал один из немцев.
-Целых пять минут я просил вас, чтобы вы пропустили женщину, - ответил я, - даже себя в залог предлагал, и вы меня слушать не хотели, а сейчас говорите о вежливости.

Наша группа оказалась, наконец, внутри дворца. Было очень тесно, как рыбе в консервной банке. Надев бахилы и нацепив наушники, мы протиснулись в первый зал вслед за экскурсоводом, где уже было немного свободнее. От каждого из залов мы получали лишь общее впечатление, тут трудно задержаться для фотографирования или рассматривания отдельных экспонатов, иначе можно отстать от группы. Пасмурная погода подчёркивала позолоту предметов, их торжественность и необычность. Нигде больше мы не видели столько позолоты и блеска, сколько в залах Екатерининского дворца, редких пород дерева для украшения полов.
Так мы дошли до «Янтарной комнаты», в которой, к сожалению, съёмка запрещена. Потрясающая красота и роскошь! Но оригинал комнаты так и не найден, хотя много раз спешили объявить, что уже близки к её обнаружению. Только некоторые фрагменты, так или иначе, оказались в новой комнате. В любом случае, старая или новая янтарная комната, они обе – произведения очень большого искусства.

У нас оставался только один свободный день в Петербурге, который мы решили использовать для посещения двух знаменитых соборов в центре города. Девятиглавый храм Спас на крови сразу привлёк наше внимание. Это собирательный образ русского православного храма, большое влияние на который возымела архитектура московского собора Василия Блаженного. Внутри храма нас очень заинтересовала крупнейшая в Европе мозаичная коллекция, а также уральские и алтайские поделочные камни. В этот момент «каменщик» Дима, в детстве мечтавший стать специалистом по необычным камням, присоединился к нам.

Исаакиевский собор является самым высоким и величественным храмом России. Его золочёный, главный купол виден с любой точки города, и мы, конечно, не преминули посетить это чудо архитектуры и искусства.
С более близкого расстояния его колоннада из монолитного гранита поразила нас красотой и величием. Но такую махину на петербуржском грунте чем-то удержать надо! Оказывается, этот четвёртый вариант собора по проекту архитектора Огюста Монферрана зиждется на десятках тысяч деревянных свай, которые не подвержены гниению. Кстати, на сибирских лиственницах стоят, говорили, некоторые дворцы Венеции.

Фасады собора украшены множеством скульптур из жизни святых, которых ваяли лучшие мастера страны. Строительство Исаакиевского собора официально закончено в 1858 году, но позже ещё многое доделывали. В советское время храм стал музеем, и только с 1990 года в соборе начали вести службу. В соборе три освященных алтаря. Для внутреннего убранства применены облицовочные камни разных пород и золочение деталей. Картины известных художников украшают стены храма, а стеклянная мозаика положила начало мозаичных работ в других православных церквах. Несомненно, осмотр Исаакиевского собора требует гораздо большего времени, чем мы могли себе позволить.

Последним пунктом нашей программы было двухдневное посещение города Пскова вместе с группой «Зелёной стрелы». Вставать, к сожалению, нам пришлось очень рано – автобус ждал на метро Московская в полшестого. Дорога до Пскова с остановками длилась долго – только в тринадцать часов мы пообедали и остались в гостинице, а группа отправилась дальше, ей предстояло знакомство с ландшафтным дизайном в каком-то фермерском хозяйстве. А мы после отдыха в комфортных условиях совершили прогулку по городу Пскову.

Лариса уже когда-то была в Пскове у подруги. Мне, признаться, вот так не спеша больше нравится бродить по незнакомому городу, чем бежать, высунув язык, вслед за экскурсоводом. Жена иногда делала короткие комментарии, мы издалека посмотрели на Кремль, «Кром» по-местному. Я смотрел на здания, магазины, людей, которые, в моём представлении, были потомками народа, привыкшего отстаивать свою землю, сурового и сильного, умеющего за себя постоять. Как назло, навстречу нам скакала группа босоногих танцоров в диковинных одеждах, вопящих «Харри, Кришна!». Наверно, не местные.

Назавтра мы знакомились с городом уже с экскурсоводом. Оказалось, что этот гид по мне. Автобус подвозил нас к объекту показа, и гид продолжала свой рассказ, так сказать, вживую. Фотографируй, что хочешь и сколько твоей душе угодно, на автобус не опоздай только. Древний город Псков впервые упоминается в летописях в 903 году. Огромные крепостные стены свидетельствуют о непростой истории Пскова, о защите от натиска с Запада.

Произошло название города от наименования реки Пскова, а та от славянского «песок» или от угро-финского «пихква», пусть будет и имя города так, как эстонцы привыкли за многие столетия, но только в своей стране. Не надо навязывать в русском языке правописание «Таллин» с двумя «н», равно, как «в Украине» вместо «на Украине», или же «Беларусь», игнорируя языковые законы и традиции, используя это в политических целях.

По преданию, первой постройкой Пскова был Троицкий собор, возведённый на том месте, где княгине Ольге было видение, будто три луча света сошлись в одной точке. Здесь на слиянии рек Пскова и Великая начал расти город, укрепляемый толстыми стенами Кремля. В XIV веке Псков – столица независимой республики, позже был присоединён к Великому Княжеству Московскому. Псков становится важнейшим оборонительным и торговым центром России. Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день).

Переезжая на автобусе с объекта на объект, мы смогли ознакомиться с историей древнего города. Мы побывали также в Поганкиных палатах, мужском и женском монастырях, других исторических местах. Пришло время медленно переходить от исторического прошлого к действительности.

Домой мы добирались долго, так как два раза останавливались на АЗС. Не хотелось бы об этом, но на первой заправке было всего одно место в туалете. Всё чисто, аккуратно, даже бесплатно. Невольно вспомнишь Запад с его «конвейерным» методом подхода к этому важному вопросу. Пошёл всё крепчавший дождь, казалось, наш автобус смоет с шоссе. Погода располагала к раздумьям и подведению итогов. Мне кажется, путешествие получилось удачным, мы побывали и на Валааме, и в Пскове, и что очень важно - повидались с родственниками.

Отъезжали домой мы со старинного Витебского вокзала. Мне запомнились узкие переходы и кованые ограждения. Сын и внук помогли нам с вещами, и мы тепло распрощались.