Путешествия
Меню раздела

Март 2024

Сад питомника Зарастро-Штауден в Австрии

Поделиться

Этот небольшой рассказ об одном из любимых моих садов я нескромно начну с себя, пытаясь объяснить, чем замечателен именно шоугарден питомника Sarastro, Австрия. В силу своего садового воспитания (Юрием Борисовичем Марковским) я очень люблю многолетники. С какими-то давно и близко знакома, без каких-то не могу обойтись ни в одном саду, какие-то люблю чисто платонически, не решаясь с ними связываться.

Когда я начинала работать в саду, знание растительной “матчасти” было обязательным, первичным. Сейчас учат не так. Сразу учат дизайну, оставляя саму ткань его, его плоть, его материю или, если хотите, “живой инструмент”, за скобками. Предполагается, вероятно, что этот вопрос осваивается самостоятельно в процессе работы или уже освоен. Ну и замечательно, если это так и есть. Однако, по моему убеждению, пусть, безусловно, не все переннары (знатоки многолетников) – дизайнеры, но все хорошие дизайнеры – переннары. Иначе, на мой взгляд, не бывает.

Именно многолетники придают саду индивидуальность, а разве не это одна из главных задач дизайнера? Связывают сад с хозяином, с его характером.

Заставляют занятого работой человека вспомнить, какое время года-то хоть на дворе, знаменуя свои цветением тот или иной отрезок садового сезона. Будь это миксбордеры, массивы, подбивка древесных, да что угодно, мини-цветник у садового крыльца.

Вот и шоугарден Зарастро, наполненный многолетниками, индивидуальный в высшей степени, абсолютно ни на что не похожий. В то же время не “натужный”, ни минуты не пафосный, наоборот, легкий и располагающий к внимательной и долгой прогулке. Во время которой, между прочим, улыбка не покидает вашего лица – а много ли вы знаете садов, способных вас утешить или просто создать хорошее настроение? А что же многолетники, неужели это они так веселят?

Конечно, смотреть на качественно выращенные растения всегда приятно, но главное – они связывают, гармонично наполняют все пространство сада, ткань которого меняется в течение сезона.

То одно цветет, то другое, июньский сад полон синевы, когда цветут котовники и шалфеи (кстати, котовники Poseidon и Blue Danube – новинки селекции Кристиана Кресса. Посейдоном звали его вальяжного и толстого упрямца черного кота. Одноименный котовник тоже вполне упитанный и импозантный). Затем розовое, малиновое, пурпурное, фиолетовое – это макушка лета, цветут монарды, флоксы. Мягкий соломенный желтый осенних злаков, яркое золото рудбекий, последняя, уже холодная осенняя голубизна астр... Затем, увы, зима , но в апреле уже снова белоснежный фарфор подснежников и россыпь голубых и розовых анемон. Словом, живой “Год садовода” в действии.

Попробуем разъять гармонию на части, понять, в чем, собственно, секрет обаяния этого сада. Что видно сразу: разумеется, зеленые пальцы, разумеется, широчайший ассортимент. Но это, в общем, не такая уж редкость, тем более, что это шоугарден известного и популярного питомника. Главное – как подано!

Видно, что автор сада – человек нескучный, остроумный и щедрый. На улыбку, на выдумку, способность удивлять.

Отметим винтажный декор.

Винтаж, в идеале, это как раз то самое личное, что помогает сделать сад не просто грамотно спланированным пространством, а именно вашим садом. Лопата, которую брали в руки не счесть сколько раз (“намоленная”), пусть у нас теперь удобный легкий Фискарс, а та самая, заслуженная, постоит в саду на почетном отдыхе.

Лейка, грабли, черепица с разобранной крыши (ну хорошо, вряд ли черепица в наших реалиях, но старые кирпичи из разобранной печки с клеймом мастера – это-то встречается!). Много керамических горшков разных размеров и формы – самый садовый цвет, всегда приятный глазу. Старое (или состаренное) дерево, все засажено, завито, полуспрятано, словом, едино с растительностью, с теми самыми многолетниками. Наконец, знаменитые “волнистые стены”, которые не дадут спутать этот сад ни с одним другим. Этот живой цвет кирпича, мастерски угаданная высота и сам рисунок, да они сами выросли! Или травы и цветы вокруг сами выросли?

Я с нетерпением жду новой встречи с этим садом и надеюсь, что у нас будет достаточно времени, чтобы внимательно рассмотреть и попробовать понять, как это сделано – сочетания многолетников между собой и с “неживым” материалом, соразмерность объемов и форм, игру фактур, цветовые решения, словом, то, из чего складывается гармония в саду замечательного переннара Кристиана Кресса.

Автор: