Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Принципы и алгоритм работы ландшафтного архитектурного бюро на государственных объектах

Поделиться

Речь пойдёт об алгоритме работы архитектурного бюро на относительно простом государственном объекте, не являющимся объектом культурного наследия. Обычно выполнение простого проекта занимает 45, 60 или 90 дней. Из этого следует вычесть полмесяца в самом начале, пока мы ждём топографическую съёмку, и 2 месяца в конце работы - на согласование. О пунктах, которые приходятся на оставшееся время, и пойдёт речь в этом тексте.

1. Выигрывается тендер.

2. Приказом гендиректора назначаются главный инженер проекта и главный архитектор проекта (ГИП и ГАП), они составляют графики проектирования, формируют список авторского коллектива и распределяют зоны ответственности среди основной группы (кто занимается МАФ, кто делает вертикальную планировку, кто работает с ГИПом, кто делает планировку, кто занимается конструкциями, озеленением, лестницами, поручнями, оградами и т.п.) Это предварительное деление в группе. Выходим на объёкт, фотографируем.

3. Получаем исходную документацию, подписанный ситуационный план 1:2000 с линиями градоограничений.

4. Сразу заказываем топографический план в Мосгоргеотресте. Нам нужен план не старше трёх лет. Пока ждём эту актуальную топосъёмку, чтобы не терять время, получаем архивную – эскизируем. Проводим замеры социальной и рекреационной нагрузки на данный момент времени (утром, днём и вечером в будни и выходные). В это время архитекторы считают инсоляцию и суммируют социальные требования с учётом развития нагрузки. ГИП получает техусловия. ГАП пишет задание на проектирование и согласовывает его с заказчиком. Это задание пишется на основе тендерного ТЗ – но актуализируется после взгляда архитектора на ситуацию.

5. Через две недели (минимум, бывает и позже) приходит актуальная топосъёмка – эскиз переносится на новую подоснову. Уточняются детали – где-то сели на сети, где-то проявляются какие-то нюансы размеров и т.п. Согласовываем и перерисовываем генплан. Вызываем подрядчиков и отдаём его на расчёт и первоначальные замечания. Где-то важны подключения, где-то может быть сложность в строительстве и т.п.

6. Сразу кто-нибудь из архитекторов или конструкторов группы начинает считать разборку покрытий, подпорных стенок, длину бортов и т.п. и формировать чертежи и расчёты для технологического регламента. ГИП формирует эти акты, расчёты и чертежи, выходит на комиссии, которые утверждают разборку и смотрят степени изношенности разбираемых конструкций. Далее на основе этого инженер получает места на свалке и формирует путь и расстояние до свалок и переработок. Эти расчёты стоимости плюс стоимость горючего потом вносятся в смету. Свалку ведь могут дать за 30 км, а могут и за 70 км. Техрегламент потом, позже, вместе с генпланом, ПОС и проектом озеленения уходит на согласование. Надо сказать, что это самая муторная часть и тут легче отдать это на подряд. Однако считать и выходить на комиссии ГИПу придётся.

7. Сразу, как только получили актуальную топосъёмку, на объект выходят «озеленители» и составляют дендроплан и перечётную ведомость. Эти данные ещё раз перепороверяются и актуализируются архитекторами в планировке генплана. Вдруг где-то надо убрать деревья или, наоборот, какие-либо деревья убрать нельзя и т.п. Если обнаружены болезни – вызываем фитопатологов. Корректируем генплан

8. Одновременно генплан и новая топосъёмка отдаются на подряд для исследования по инженерной экологии. Исследуются соли тяжёлых металлов, нефтяные углеводороды, радоновое загрязнение, валовые азоты, азоты нитратные в почве, анализы воды, воздух и т.п. Проводятся микробиологические и санитарно-паразитологические исследования.

9. Только что выполненный генплан передаётся инженеру вертикальной планировки и он считает уклоны, анализирует близлежащие территории с возможными потоками воды к нам на участок. Именно инженер вертикальной планировки ставит точки необходимые для геологических исследований. Заказываем геологию.

10. Инженер вертикальной планировки указал точки сбора воды – ливневые колодцы. Передаём это на подряд инженеру ливневой канализации. ГИП получает точку врезки в существующую канализацию. Это может произойти рядом, а может за пару километров. Заказываем актуальную топосъёмку для прохождения этой трассы. Если это невозможно, то меняем генплан так, чтобы собрать воду в других точках или сформировать уклоны на рельеф и т.п.

11. Одновременно только что сделанный генплан отдаём светодизайнеру – он считает и расставляет (выбранное архитектором) осветительное оборудование (фонари, светильники и т.п.), смотрит требуемые значения люкс. Свои данные он передаёт ГИПу, тот передаёт это электрикам, которые рассчитывают электротехнический проект – на основе этого ГИП получает нагрузки и подключения к ТП. Если это не возможно – уменьшается количество фонарей – как следствие вносятся изменения в генплан.

12. Архитекторы (ГАП или рукгруппы) выдают задание инженерам-технологам «озеленителям» для разработки планов озеленения. Им задаётся габитус, колористическая гамма и примерные габариты в плане. Они формируют своё предложение при участии (согласовании) ГАПа. Озеленители считают в программе стоимости компенсаций.

13. Группа архитекторов разрабатывает и формирует рисунки, рендеры на подачу. Это могут быть плакаты, фильм, альбом и т.п. Так же считаем предварительные ТЭП для предварительной сметы.

14. Согласовываем с заказчиком, с балансодержателем, может быть, с архитектурой района или города или т.п.

15. Заносим генплан в ОПС – уточняем в первом отделе о скрытых (секретных коммуникациях). Если они есть,  по-новому запускаем весь цикл проектирования по всем смежникам.

16. Заказчик и балансодержатель отправляют на общественные слушанья. Получаем многочисленные замечания со стороны "активных бабушек" и кандидатов в депутаты.  Перерисовываем генплан и отдаём опять всем смежникам его новую версию.

17. Получаем данные по геологии. Вертикальщик (по формулам или по программе расчёта конструкций для дорог и покрытий) считает пироги. Он задаёт планы и конструкции деформационных швов с подразделением на сжатия и растяжения.

18. Одна группа архитекторов готовит чертежи МАФ стадии АР. Другая – разбивочный базис, разбивочные планы, планы и рисунки покрытий.

19. Передаём конструкторам стадию АР вместе с данными по геологии для расчёта фундаментов.

20. Передаём предварительные данные (проект вместе с озеленением) на расчёт Проекта Организации Строительства (ПОС).

21. Передаём генплан и чертежи озеленения на расчёт полива.

22. Отдаём на раздел «Автоматизированная система управления архитектурной подсветкой (АХП) и наружным освещением (НО)».

23. Передаём «электрику» и внешний вид фонарей на согласование в Светосервис, МОЭСК и т.п. Если есть замечания – правим.

24. Передаём генплан, таксацию, проект озеленения на согласование в Департамент Прородопользования. Если есть замечания – правим.

25. ОПС запускает по кругу согласования – по балансодержателям сетей – это может быть 10 -20 балансодержателей. Если есть их замечания – правим.

26. Если есть детские площадки – согласовываем у врачей (инсоляции, аэрации, зоны безопасности и т.п.). Если есть замечания – правим.

27. Если затрагиваем улицы – делаем проект организации движения. Если есть правительственный проезд - правим.

28. Кто из архитекторов садится на разделы - навигация и обеспечение доступа маломобильных.

29. Приходят данные по экологии. Считаем зоны заражения, выемки грунта и плюсуем со схемой перемещения земельных масс. Готовим предварительную передачу на сметчика.

30. Приходят разделы проекта – совмещаем и курируем, исправляем. Формируем объёмы для сметчика.

31. Делаем сводный план сетей.

32. ГАП готовит пояснительную записку и запрашивает её данные у всех участников проекта (подрядчиков).

33. Согласование – работа ГИПа и его помошников. Иногда ГАП и ведущий архитектор идёт на согласованием вместе с ГИПом.

34. Приходит смета. Видим сумму. Показываем её заказчику. Утрясаем вопрос того, что заказчик зачастую этой сумме, мягко говоря, очень удивлён и просит изменить проект. Если проект всё же приходится менять - цикл проектирования повторяется по всем подрядчикам.

35. Формируем разделы, тома, книги и печатаем по 6 экземпляров.

36. Передаём на окончательное согласование под акт.

А если это объект культурного наследия, согласований примерно в 2 раза больше. Вот такие "пироги"). 

Автор: